Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Экология

КОНЦЕПЦИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НАСЕЛЕНИЯ
Гелдаганского сельского поселения

Курчалоевского муниципального района


  1. Основные положения

 

  1. Концепция формирования экологической культуры (далее — Концепция) представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, за­дачи, принципы и основные направления нормализации поведения людей в природной среде и является одним из элементов политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  2. Формирование экологической культуры рассматривается как сложный, много­аспектный, длительный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведении жителей личностных, морально-политических установок, социально-нравственных ценностей, норм и требований, правил, привычек, осуществление которых обеспечит устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность.
  3. Концепция базируется на Конституции Российской Федерации, Федераль­ном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,иных нормативных актах Российской Федерации, Чеченской Республики в области экологического просвещения и воспитания, охраны окружающей среды. В ней учтены мнения научных работников, а также опыт образовательной деятельности в указанной области.
  4. Концепция является содержательной и организационной основой муниципальной политики в области экологической культуры и определяет стратегию и практические меры по формированию экологического мировоззрения населения, его эффективной поддержке и дальнейшему развитию.
  5. Цели и задачи формирования экологической культуры:
    5.1. Основная цель формирования экологической культуры на настоящем этапе — объединение усилий всех органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, хозяйствующих субъектов и граждан в целях формирования экологически ответственной позиции жителей Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района.

5.2. Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

— повышение действенности экологического просвещения, а также дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;
— профессиональная переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
— непрерывная и целеустремленная работа на всех уровнях и структурах исполнительной и законодательной власти по выработке экономического механизма и нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

распространение среди всех слоев населения экологических знаний;
— привлечение средств массовой информации к консолидации жителей вокруг проблемы сохранения и улучшения окружающей среды.

5.3. Формирование экологической культуры должно содействовать:

— улучшению условий проживания настоящего и будущего поколений вследствие бережного отношения к окружающей среде, снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду;

— повышению чувства личной ответственности граждан за воздействие на окружающую среду;

— формированию активной позиции руководителей и работников предприятий, учреждений, организаций, оказывающих воздействие на окружающую среду, в целях обеспечения экологической безопасности;
— предупреждению правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.

5.4. Основные принципы формирования экологической культуры:

— учет интересов не только настоящего, но и будущих поколений;
— решение задач экологической культуры как составной части муниципальной экологической политики Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района;

— учет особенностей городского округа, включая природные условия и ресурсы, экологическую ситуацию, демографическую обстановку, культурно-исторические и религиозные традиции населения, образовательный уровень, качество жизни, интеллектуальный и духовный потенциал населения;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина;
— связь образовательного и воспитательного процесса с опытом практической деятельности по решению природоохранных проблем;

— культивирование гуманистического отношения к природе;
— открытость и доступность экологической информации для населения сельского поселения;

— вовлечение предпринимателей, общественных и иных некоммерческих организаций, объединений в решение задач по формированию экологической культуры;
— использование исторического опыта решения задач экологического образования и просвещения, а также опыта других регионов Российской Федерации и зарубежных стран;

— соблюдение экологического законодательства и принципа неотвратимости наступления ответственности за его нарушение.

  1. Основные направления деятельности по формированию экологической культуры населения
  2. Экологическая культура должна формироваться на протяжении всей жизни человека, и прежде всего в системе образования: в дошкольных и школьных, средних специальных и высших учебных заведениях, центрах внешкольного, профессионального обучения и повышения квалификации, а также в трудовых коллективах и по месту жительства.

Важными социальными институтами воспитания экологической культуры являются также средства массовой информации.

  1. Экологическое просвещение.

7.1. В целях формирования экологической культуры населения осуществляется экологическое просвещение посредством распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Экологическое просвещение, в том числе информирование жителей о законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами местного самоуправления, а также общественными объединениями, средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, иными юридическими лицами.

7.2. Одним из способов формирования экологической культуры является проведение массовых экологических мероприятий.

7.3. Контроль и координация деятельности по экологическому просвещению осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления в области охраны окружающей среды.

7.4. Основными приоритетами работы по экологическому просвещению являются:

— формирование экологически ориентированного общественного мнения, популяризация законодательства в области экологии и природопользования;
— информирование населения о состоянии окружающей среды, мерах по ее охране и обеспечению экологической безопасности;
— привлечение предпринимателей, общественных организаций и объединений, средств массовой информации, образовательных учреждений и учреждений культуры к организации и проведению общегородских экологических мероприятий.

7.5. В целях повышения экологической сознательности граждан необходимо:

— привлекать внимание населения к сельским экологическим проблемам;
— пропагандировать бережное отношение к использованию водных и земельных ресурсов, зеленых насаждений и особо охраняемых природных территорий;
— проводить акции и мероприятия, побуждающие жителей к консолидации вокруг решения проблем улучшения и сохранения окружающей среды;
— повышать квалификацию специалистов в области экологического образования;
— воспитывать экологическое мировоззрение у всех возрастных категорий населения;
— проводить специальные экологические информационные кампании на основе социальных заказов;

— создавать информационные материалы и средства наглядной агитации для распространения среди населения;

— изготавливать видеоролики, радиопрограммы и размещать их в средствах массовой информации.

7.6. В целях привлечения средств массовой информации к экологическому просвещению и формированию экологической культуры населения необходимо:

— организовывать ежегодные сельские конкурсы, в т.ч. для определения лучшей организации (средства массовой информации) в области формирования экологической культуры населения;
— привлекать ученых и журналистов к созданию книг и брошюр по актуальным экологическим проблемам; созданию теле-, радиопередач, опубликованию статей и материалов экологической направленности; участию в экологических акциях и операциях;
— взаимодействовать со средствами массовой информации по вопросам освещения выявленных нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, изменений в действующем природоохранном законодательстве и экологических требованиях.

  1. Дошкольное, школьное и внешкольное экологическое образование.

8.1. Экологическое образование направлено на формирование системы теоретических знаний и практических навыков, ценностных ориентаций в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности.

8.2. В Гелдаганского сельском  необходимо создать условия для повышения результативности экологического образования подрастающего поколения, а именно:

— наличие квалифицированных педагогических кадров, преподающих дисциплины экологической направленности, их подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

— издание учебно-методических материалов по предметам, имеющим экологическую направленность;

— проведение детских конкурсов, выставок, экскурсий экологической тематики;
— подготовка и распространение средств наглядной агитации и информационной поддержки экологического образования;

— распространение экологической литературы и выпуск годового доклада о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности на территории городского округа;

— организация системы информационной поддержки экологического образования, привлечение внимания общественности к этой теме.

  1. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, требует координации со стороны природоохранных органов.

9.1. В целях повышения эффективности указанной работы необходимо:

— активизировать внимание населения к принимаемым руководителями и соответствующими специалистами решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

— ужесточить меры ответственности руководителей и специалистов за действия или бездействие, следствием которых явилось негативное воздействие на окружающую среду;

— формировать общественное мнение о необходимости и престижности переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
— повышать информированность населения по вопросам законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования;
— издавать специальную литературу для обеспечения процесса подготовки и переподготовки руководителей и специалистов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

  1. Разработка экономического механизма в области формирования экологической культуры, который должен быть направлен на стимулирование экологически ответственного поведения в процессах производственной деятельности, в местах проживания и отдыха населения, в т.ч. организация и проведение городских конкурсов с вручением денежных премий для поощрения наилучших работ в области охраны окружающей среды.
  2. Распространение экологических знаний:

— издание ежегодного доклада о состоянии окружающей среды Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района, ежеквартальных экологических бюллетеней;

— представление на сайте администрации Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района тематической страницы с информацией о состоянии окружающей среды города, экологическом законодательстве, о проводимых мероприятиях в области экологического просвещения, обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды; — регулярное информирование населения через средства массовой информации о состоянии окружающей среды, проводимых природоохранных мероприятий, изменениях в законодательстве об охране окружающей среды;

— проведение совещаний, семинаров, конференций и «круглых столов» по актуальным вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

11.1. Основными принципами распространения экологических знаний являются:

— обеспечение открытости информации о состоянии окружающей среды и возможных экологических угрозах; — обеспечение свободного доступа граждан к экологической информации;

— увеличение объемов и качества издаваемой экологической литературы;
— информационная поддержка экологической пропаганды всеми средствами  массовой информации;

— публичное обсуждение актуальных вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

III. Пути и средства реализации политики в области формирования экологической культуры

  1. В сфере управления в области формирования экологической культуры необходимо осуществить:

— взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления для достижения целей формирования экологической культуры;
— разработку и внедрение системы показателей — количественных критериев эффективности проводимой органами местного самоуправления политики в данной области;
— привлечение руководителей предприятий, учреждений и организаций, граждан к мероприятиям по формированию экологической культуры.

  1. В области нормативно-правового обеспечения реализации политики по формированию экологической культуры необходимо обеспечить учет основных положений настоящей Концепции при разработке проектов муниципальных правовых актов Гелдаганского сельского поселения Курчалоевского муниципального района
  2. В части финансового обеспечения мероприятий по формированию экологической культуры необходимо привлекать бюджетные средства, а также внебюджетные средства, в т.ч. предпринимателей, к сотрудничеству в этой сфере.
  3. В системе экологического образования целесообразно:

— поощрять включение в образовательные программы всех этапов системы непрерывного образования (от детского сада до послевузовского профессионального образования) модульные программы экологической направленности;
— использовать все возможности образовательного процесса для привлечения интереса подрастающего поколения к вопросам охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровья людей;
— поддерживать инициативы по созданию экологообразовательных и просветительских центров на базе ведущих высших учебных заведений, муниципальных образовательных учреждений общего и дополнительного образования, общественных организаций, особо охраняемых природных территорий, предприятий и организаций сельского поселения.

  1. Воспитательный потенциал экологического просвещения может быть реализован посредством:

— создания в образовательных учреждениях «живых уголков», пришкольного озеленения;
— проведения сельских конкурсов экологической направленности;
— проведения сельских конкурсов экологического рисунка и плаката (среди детей, студентов, художников), фотографий, литературных произведений (сочинений школьников, публикаций студентов и литераторов по экологической тематике);

— организации встреч с учеными-экологами, специалистами природоохранных служб, лидерами общественных организаций;
— проведения мероприятий по экологическому воспитанию подрастающего поколения;
— популяризации экологических программ, проектов, мероприятий, проводимых природоохранными организациями;

— издания журналов, газет, буклетов, рекламной продукции по экологической проблематике и ее распространения среди населения.

 

 

Глава администрации

Гелдаганского сельского поселения                                     Б.Т.Умхаджиев

 

Loading